Ваше имя:*
Ваш e-mail (если вы укажете свой e-mail, мы сможем отправить вам ответ):
Ваш вопрос:
Введите код защиты*
Обновить
Вернуться к списку

Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан об установлении стоимости земельного участка в Уфе

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Абдуллиной Э.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Деминой Е.С. ,рассмотрев дело по иску

ООО Инвестиционно-строительная копания "СтройФедерация" (ИНН 0274116173, ОГРН 1070274000477)

к ФГБУ "Федеральная  кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по РБ (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)

третье лицо: 1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан

                        2. Правительство Республики Башкортостан

об установлении кадастровой стоимости земельного участка

 
при участии в судебном заседании:

От Истца: Файзуллина Ю.А., представитель по доверенности №12 от 01.10.2013 г.

От ответчика – Козловская М.В., представитель по доверенности № 02/2012-84 от 05.09.2012 г.

От третьих лиц: не явились, извещены в соответствии со ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 
ООО Инвестиционно-строительная копания "СтройФедерация" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ФГБУ "Федеральная  кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по РБ об установлении кадастровой стоимости земельного участка.

Истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований.

Данное уточнение судом рассмотрено и принято в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иск подлежит рассмотрению с учетом уточненных заявленных требований.

Представитель ответчика пояснил, что при вынесении соответствующего решения, будут внесены изменения.

От третьего лица  Правительства Республики Башкортостан поступил отзыв на иск.

От третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан поступил отзыв на иск, просит вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Определением суда от 17.10.2013г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, к участию в деле привлечено Правительство Республики Башкортостан.

Ходатайство о привлечении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, судом отклонено.

Проверив материалы и обстоятельства дела, заслушав представителей сторон, суд
 

УСТАНОВИЛ:


Обществу с ограниченной ответственностью  "Триколор" принадлежит на собственности по договору купли – продажи б/н от 02.07.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации  04АД 136460 (т.1 л.д. 143) земельный участок (далее по тексту также спорный участок) с кадастровым номером 02:55:010702:305, площадью 31283 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республики Башкортостан, г.Уфа, Советский район, ул. Бакалинская, д. 64/1.

Согласно кадастровому паспорту (л.д 19-21) , стоимость земельного участка, с кадастровым номером 02:55:010702:305 составляет 950049381 руб. 33 коп..

В соответствии  с отчетом  об определении рыночной стоимости № 13-06/12Н  (т.1 л.д. 25-142), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:010702:305 по состоянию на 17.10.2012г. составляет  106 170 000 руб. 

В соответствии  с отчетом  об определении рыночной стоимости № 13-04/18Н  (т.2 л.д. 38-155), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:010702:305 по состоянию на 01.01.201г. составляет  100 170 000 руб. 

Несоответствие сведений о кадастровой стоимости земельного участка, содержащегося в ГКН, его рыночной стоимости явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела истец в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:010702:305 равной его рыночной стоимости в размере 100 170 000 руб.

Согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.

Выслушав доводы сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости») кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости

В рассматриваемом случае в кадастровом паспорте спорного земельного участка кадастровая стоимость земельных участков определена на основании государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах г. Уфа, Стерлитамака и Салават РБ, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2012 года № 521.

Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как следует из содержания нормы ст. 66 ЗК РФ (в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом № 167-ФЗ от 22.07.2010) оценка земли производилась двумя способами:

-    определение рыночной стоимости в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности;

- определение кадастровой стоимости путем проведения государственной кадастровой оценки земель.

Порядок государственной кадастровой оценки земель был утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 и принятыми в соответствии с ним Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 результаты кадастровой оценки земель действительны 5 лет.

Федеральным законом № 167-ФЗ от 22.07.2010 внесены изменения, в том числе и в ЗК РФ.

Частью 3 ст. 66 ЗК РФ (в новой редакции) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Нормой ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной при рассмотрении дела со сходными фактическими обстоятельствами в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требование, которое, по существу, имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

 Истцом представлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка № 13-04/18 Н (т.2 л.д 38-155), на основании которого заявлены исковые требования, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011г. определена в размере 100 170 000 руб.

Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 № 10761/11 была сформулирована правовая позиция, согласно которой истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»).

В постановлении от 25.06.2013 № 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации указал, что сформулированная в настоящем деле правовая позиция о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования настоящего постановления не вынесено решение судом первой инстанции.

Согласно Отчету об оценке № 13/04/18Н  датой оценки установлено  01.01.2011г., то есть дата, на которую определена государственная кадастровая стоимость спорных земельных участков в соответствии с  постановлением Правительства Республики Башкортостан №521 «Об утверждении результатов  государственной кадастровой  оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфы, Стерлитамак, Салават Республики Башкортостан».

В экспертном заключении Общероссийской общественной организацией  «Российское общество  оценщиков» № 038/2013/Уфа от 28.05.2013 (т.2 л. 30-37) сделан вывод о том, что отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов управомоченного федерального органа, осуществляющего функции нормативно-правового регулированию оценочной деятельности, и стандартов, и правил оценочной деятельности.

Таким образом, представленные истцом доказательства свидетельствуют о значительном расхождении в установленном кадастровой оценкой земли размере стоимости земельного участка и его рыночной стоимостью.

 Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости». Федеральный закон № 167-ФЗ от 22.07.2010 не содержит каких-либо условий и порядка применения, а также вступления в силу указанной нормы, кроме официального опубликования (п. 1 ст. 6 указанного закона). Закон официально опубликован в «Российской газете» 26.07.2010 (№ 163), соответственно, с этого момента возникает обязанность уполномоченного государственного органа установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в случае ее определения. Заинтересованное лицо вправе требовать снижения кадастровой стоимости земельных участков до рыночной как путем пересмотра результатов определения кадастровой стоимости на основании положений главы III.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», так и путем установления кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ.

Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (постановление ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11).

Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, заявило о необходимости привлечения  в качестве третьего лица Правительство Республики Башкортостан, Администрации  городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Определением суда от 17.10.2013г. к участию в деле привлечено Правительство Республики Башкортостан в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.

Необходимость участия в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, обусловлена тем, что судебный акт по делу может повлиять на его права и обязанности по отношению к одной из сторон.

Статус третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора предполагает наличие предпосылок, которые могут быть использованы в дальнейшем для воздействия на это лицо, или предпосылки, которые это третье лицо само может использовать в дальнейшем, кроме того, участие таких лиц в арбитражном процессе может быть прямо предусмотрено соответствующими нормами материального права.

Предметом настоящего спора является требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, при этом достоверность результатов кадастровой оценки земельных участков предметом спора не является (данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 от 28.06.2011).

Муниципальное образование в лице органа местного самоуправления – Администрации не является участником спорных правоотношений,  поскольку не имеет полномочий по установлению кадастровой стоимости земельных участков либо внесению изменений в Государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельных участков.

Кроме того, из материалов дела следует, что собственником земельных участков с кадастровым номером 02:55:010702:305, общей площадью 31283кв. м., расположенный по адресу: г.Уфа, Советский район, ул. Бакалинская, 64/1 – является общество с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания «СтройФедерация» (истец по делу). Данное обстоятельство подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 26.11.2012 серии 04 АД № 136460. 

В связи с указанным, суд не усматривает правового интереса Администрации в рассмотрении настоящего дела и не находит оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела будут затронуты права и обязанности Администрации как участника бюджетных отношений. Названные правоотношения носят публично-правовой характер, тогда как согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 от 28.06.2011, спор об установлении кадастровой стоимости рассматривается в порядке искового производства, то есть является гражданско-правовым, а в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требование об изменении внесенной в ГКН кадастровой стоимости на рыночную стоимость земельного участка должно быть обращено к органу кадастрового учета.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости предусмотренные настоящим Законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Согласно пункту 2 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, наделенная функциями органа кадастрового учета,  является надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров.

Таким образом, представленные истцом доказательства свидетельствуют о значительном расхождении в установленном кадастровой оценкой земли размере стоимости земельного участка и его рыночной стоимостью.

Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ по делу № 913/11 от 28.06.2011г., п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).

При рассмотрении дела истцом было подано заявление, в котором он просил отнести судебные расходы по уплате государственной пошлине на него, что не противоречит положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не влечет за собой необходимость возложения обязанности по возмещению расходов истца на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 




РЕШИЛ:



Исковые требования ООО Инвестиционно-строительная компания "СтройФедерация" (ИНН 0274116173, ОГРН 1070274000477) удовлетворить.

Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:010702:305, площадью 31283 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республики Башкортостан, г.Уфа, Советский район, ул. Бакалинская, д. 64/1, равной его рыночной стоимости в размере 100 170 000 руб.

Можно прочитать еще:

суд
цены

Отправьте скопированное через сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Вернуться назад